Russian Hamradio :: Блокиратор стартера автомобиля.
Сайт радиолюбителей Республики Коми.
Блокиратор стартера автомобиля.
На главнуюГлавная

По нашим дорогам бегает еще немало автомобилей, не оснащенных блокиратором стартера. Тем, кто пока не знает, что такое блокиратор и какова его роль, рекомендуем прочитать материалы, указанные в списке литературы к этой статье. Здесь же скажем только: водитель легковушки без блокиратора постоянно рискует вывести из строя двигатель собственными руками.

Описываемое устройство — усовершенствованный вариант опубликованного мною ранее [1] и отличается от подобных, например [2, 3], тем, что пригодно для большинства моделей автомобилей, как с контактной, так и бесконтактной системами зажигания. Общий принцип действия блокиратора остался прежним. Постоянная времени зарядки и последующей, после открывания тринистора VS1, дозарядки пускового конденсатора С1 выбрана достаточной для надежного включения тринистора, с одной стороны, а с другой — для защиты его от возможного выключения при дребезге контактов замка зажигания в момент пуска двигателя стартером. Принципиальная схема блокиратора стартера показана на рис.1.

Рис.1.

В отличие от устройства [1] в усовершенствованном варианте изменена схема цепи управления тринистором VS1, исключен маломощный тринистор VS2, малонадежный конденсатор К50-6 большой емкости заменен малогабаритным К50-ЗА сравнительно малой емкости. Уменьшено общее число элементов. Эти изменения позволили упростить блокиратор, уменьшить его габариты и повысить надежность.

Диоды VD2, VD3, конденсатор С1 и токоограничительные резисторы R1, R2 образуют цепь управления тринистором VS1, а цепь из диода VD4, включенного встречно, и резистора R2 разряжает через малое сопротивление нагрузки Rн бортовой сети конденсатор С1 при размыкании контактов SA1.1 замка. Суммарную нагрузку Rн в бортовой сети составляют контрольно-измерительные приборы (измеряющие уровень топлива в баке, давление масла в системе и пр.), контрольные лампы, обмотка возбуждения генератора и другие.

При повороте ключа зажигания в положение "Зажигание" замыкается контактная группа SA1.1 замка и напряжение питания поступает к цепям электрооборудования автомобиля и на вывод 4 блокиратора. Диод VD4 закрыт, и устройство находится в исходном состоянии.

Дальнейший поворот ключа зажигания в положение "Стартер" приводит к замыканию контактов SA1.2. Напряжение поступает на вывод 3 (на анод тринистора VS1). Через диоды VD2, VD3, резистор R1, управляющий переход тринистора и обмотку реле К1 протекает импульс . зарядки конденсатора С1. Этот импульс открывает тринистор, включающий реле К1 стартера. Конденсатор С1 продолжает заряжаться через резистор R2 практически до напряжения питания, после чего диоды VD2 и VD3 закрываются.

По окончании запуска двигателя контакты SA1.2 замка размыкают, тринистор VS1 закрывается, реле К1 и стартер выключаются. С этого момента блокиратор переходит во второе устойчивое состояние, при котором конденсатор С1 заряжен, тринистор VS1 и диоды VD2 — VD4 закрыты, разрядная цепь конденсатора заблокирована. Теперь повторное — ошибочное — включение контактов SA1.2 замка к открыванию тринистора не приведет.

При размыкании контактов SA1.1 замка зажигания электрооборудование обесточивается и двигатель останавливается. Конденсатор С1 быстро разряжается через резистор R2, открывшийся диод VD4 и сопротивление нагрузки Rн бортовой сети. Цепь управления тринистором подготовлена к новому его включению. Если же двигатель остановился самопроизвольно, то для его пуска необходимо ключом зажигания кратковременно (на 0,5...1с) разомкнуть контакты SA1.1 и далее запустить двигатель обычным порядком.

Детали

Диоды Д223 могут быть заменены любыми маломощными кремниевыми, допускающими импульсный ток 200 мА — из серий КД102, КД103, КД109 и др. Вместо КД105Б, защищающего тринистор от ЭДС самоиндукции обмотки реле К1, подойдет любой кремниевый диод с допустимым рабочим током 0,3А и более. Тринистор —любой из серии КУ202. Конденсатор — К50-3А, но можно использовать оксиднополупроводниковые или танталовые из серий К53, К52, ЭТО и др. Тринистор устойчиво открывается при минимальном анодном напряжении 7В.

Настройка

Правильно собранное устройство не требует налаживания и начинает работать сразу после включения его в схему автомобиля.

А. Кузема

Литература:

1. Кузема А. Устройство блокировки стартера. — Радио, 1987, № 1, с. 28.

2. Зубков К. Реле блокировки стартера. — Радио, 1983, № 10, с. 27.

3.Флавицкий А. Блокиратор стартера. — Радио, 1991, № 6, с. 29.

На главнуюГлавная
Rambler's Top100 Rambler's Top100 купить газовую плиту . Всегда в наличии трубы стальные с доставкой. . ремонт ноутбуков RoverBook Петербург Рейтинг ресурсов УралWeb