Немецкие автомобили достаточно широко распространены в Российской Федерации. Схемы бортового электрооборудования этих автомобилей составляются по единым правилам (нормам DIN), которые значительно отличаются от широко используемой формы начертания схем, принятой в отечественной научно-технической, учебной и справочной литературе. В данной статье подробно описывается принципиальная схема электрооборудования автомобиля „Audi-А4”.
Чтобы изучить логику построения немецких схем электрооборудования и научиться ими пользоваться, достаточно рассмотреть одну из них на конкретном автомобиле. На рис. 1-5 представлена схема электрооборудования автомобиля „Audi-A4” (вып. 1995 г.) с 6-ти цилиндровым V-образным бензиновым двигателем ААН (рабочий объем 2,8 л), которая выполнена в соответствии с немецкими стандартными нормами DIN.
Перечень элементов электрооборудования автомобиля и их буквенно-цифровые обозначения на схеме представлены в табл. 1
Таблица 1.
Позиционное обозначение
Наименование элемента схемы
Порядковый номер позиции на схеме
1
2
3
А
Аккумуляторная батарея
17
В
Стартер
19
С
Генераторная установка
22
D
Выключатель зажигания
87—93
Е1
Центральный переключатель света
108—113
Е2
Переключатель указателей поворота
206
Е3
Выключатель аварийной сигнализации
194—204
Е4
Выключатель световой сигнализации и ближнего света
115—116
Е9
Переключатель вентилятора свежего воздуха
227—233
Е15
Электронный выключатель обогрева заднего стекла (с подсветом)
233—237
Е18
Выключатель заднего противотуманного света
166, 167
Е19
Выключатель стояночного огня
114
Е20
Регулятор освещения переключателей и приборов
190е
Е22
Переключатель стеклоочистителя
207—211
Е87
Электронный блок управления кондиционером (точки подключения)
72, 186, 187
Е102
Регулятор дальности освещения фар
144—147
F
Выключатель сигнала торможения
98
F1
Датчик аварийного давления масла
181
F2, F3, F10, F11
Дверные выключатели соответственно левой передней, правой передней, левой задней и правой задней дверей
221, 222, 225, 226, 223, 224
F4
Выключатель света заднего хода
103
F5
Выключатель освещения багажника
136
F9
Выключатель сигнализатора стояночного тормоза
172
F34
Датчик уровня тормозной жидкости
186
F59, F114
Выключатель системы управления центральным замком соответственно с левой и правой стороны
220, 224а
F60
Выключатель холостого хода
39
F66
Датчик уровня охлаждающей жидкости
190
F77
Датчик уровня омывающей жидкости
214
F125
Многофункциональный переключатель
—
G
Датчик уровня топлива
—
G1
Указатель уровня топлива
190d
G2
Датчик температуры охлаждающей жидкости
62
G3
Указатель температуры охлаждающей жидкости
190е
G4
Датчик момента зажигания
52
G5
Тахометр
190b
G6
Электробензонасос
183
G8
Датчик температуры масла
180
G9
Указатель температуры масла
190с
G21
Спидометр
190d
G28
Датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя
55
G39
Кислородный датчик I
82
G40
Датчик Холла
45
G61
Датчик детонации I
78
G62
Датчик температуры охлаждающей жидкости
61
G66
Датчик детонации II
75
G68
Датчик скорости автомобиля
177—178
G69
Датчик положения дроссельной заслонки
40—43
G70
Расходомер воздуха
46
G108
Кислородный датчик II
80
Н
Выключатель звукового сигнала
142
Н2Н7
Звуковой сигнал соответственно высокого и низкого тока
139, 141
Н3
Зуммер
190b
J2
Реле аварийной сигнализации
199—200
J4
Реле звукового сигнала
142
J17
Реле электробензонасоса
56
J31
Реле стеклоочистителя и стеклоомывателя
209—211
J59
Реле шины "Х"
86
J60
Реле автоматической коробки передач
23
J104
Электронный блок управления АБС
59 (185)
J166
190с
J189
Система автоматического контроля (точки подключения)
69, 214
J192
Электронный блок управления впрыском и зажиганием "MPFI"
27—83
J217
Электронный блок управления автоматической коробкой передач
66—71
J234
Электронный блок управления надувной подушкой безопасности (точка подключения)
174
J268
Электронный блок управления миниконтрольной системой
178—190е
J347
Электронный блок управления ультразвуковых датчиков (точка подключения)
168
J362
Электронный блок управления противоугонной системой
71—73
K1
Контрольная лампа дальнего света фар
192
К2
Контрольная лампа неисправности генераторной установки
170
К4
Контрольная лампа габаритного света
113
К14
Контрольная лампа включения стояночного тормоза
172
К18
Контрольная лампа прицепного устройства
202
К29
Контрольная лампа предварительного накаливания
176
К47
Контрольная лампа ABS
173
К64
Контрольная лампа аварийной сигнализации
203
К65К94
Контрольная лампа соответственно левого и правого поворота
193, 191
К72
Контрольная лампа неисправности катализатора
175
К75
Контрольная лампа надувной подушки безопасности
174
К95
Контрольная лампа противоугонной сигнальной системы
168
К117
Контрольная лампа противоугонной системы
177
L1L2
Лампа соответственно левой и правой фары
150, 152, 148, 151
L16
Лампы подсветки регулятора свежего воздуха
231—233
L28
Лампа подсветки прикуривателя
161
L46, L47
Лампа заднего противотуманного света соответственно левого и правого
95, 102
М1, М3
Лампа переднего габаритного света соответственно левого и правого
154, 156
М2, М4
Лампа заднего габаритного света соответственно левого и правого
100, 97
М5, М7
Лампа переднего указателя поворота соответственно левого и правого
194, 197
М6, М8
Лампа заднего указателя поворота соответственно левого и правого
96, 101
М9, М10
Лампа сигнала торможения соответственно левого и правого
98, 99
М16, М17
Лампа света заднего хода соответственно левого и правого
94, 103
М18, М19
Лампа заднего указателя поворота соответственно левого и правого
195, 198
N, N128, N158
Катушка зажигания соответственно № 1, 2 и 3
30, 33, 36
N30, N31, N32, N33, N83, N84
Электромагнитная форсунка соответственно № 1, 2, 3, 4, 5 и 6
27—37
N24
Блок добавочных резисторов электровентилятора салонного воздуха
Электромагнитный клапан переключения регистра во впускном трубопроводе
85
Р
Наконечник свечи зажигания
30,31,33,34,36,37
Q
Свеча зажигания
30,31,33,34,36,37
S
Блок предохранителей
120—139, 149—169
U1
Прикуриватель
160
V
Электродвигатель стеклоочистителя
208—212
V2
Электровентилятор свежего воздуха
232
V5
Электродвигатель водяного насоса стеклоомывателя
213
V48, V49
Сервопривод для регулировки дальности освещения фарами соответственно слева и справа
144146
V94
Электродвигатель центрального замка с электронным блоком управления для задержки отключения внутреннего освещения и сигнального противоугонного устройства
222—223
W
Плафон внутреннего освещения передний
217—219
W3
Лампа освещения багажника
137
W6
Лампа освещения вещевого ящика
127
W18
Лампа освещения багажника слева
136
Х
Лампы освещения номерного знака
128—129
Y
Часы
190а
Z1
Нагревательный элемент заднего стекла
234
Z4, Z5
Нагревательный элемент наружного зеркала соответственно левого и правого (точки подключения)
235, 236
Z19, Z28
Нагревательный элемент кислородного датчика соответственно I и II
83, 81
Z20, Z21
Электрообогреваемый жиклер стеклоомывателя соответственно левый и правый
215, 216
В табл. 2 дана информация о контактно-штекерных колодках.
Таблица 2.
Позиционное обозначение
Цвет и расположение колодки
1
2
2-х контактные штекерные колодки
Т2ab
Серого цвета, справа в моторном отсеке
T2f, T2g
На крышке моторного отсека
3-х контактные штекерные колодки
T3k
Белого цвета, слева в моторном отсеке
Т31
Черного цвета, слева в моторном отсеке
T3m
Серого цвета, слева в моторном отсеке
T3n
Голубого цвета, слева в моторном отсеке
Т3о
Голубого цвета, справа в моторном отсеке
Т3р
Зеленого цвета, слева в моторном отсеке
4-х контактные штекерные колодки
Т4
Черного цвета, в середине моторного отсека
Т4а
Черного цвета, на приборной панели
T4g
Коричневого цвета силового каскада системы зажигания
Т4у
Черного цвета, справа в моторном отсеке
Т4z
Черного цвета, слева в моторном отсеке
5-ти контактные штекерные колодки
Т5
Левой фары
Т5а
Правой фары
6-ти контактные штекерные колодки
Т6
Желтого цвета, справа на А-стойке
Т6а
Красного цвета, слева на А-стойке
Т6b
Желтого цвета, слева на А-стойке
Т6с
Красного цвета, слева на А-стойке
Т6d
Темно-коричневого цвета, слева на А-стойке
Т6е
Голубого цвета, слева на А-стойке
Т6f
Оранжевого цвета, справа на А-стойке
Т6g
Серого цвета, слева на А-стойке
Т6z
Красного цвета, в Е-блоке моторного отсека
10-ти контактные штекерные колодки
Т10
Коричневого цвета, в Е-блоке моторного отсека
Т10а
Коричневого цвета, слева на А-стойке
Т10b
Оранжевого цвета, слева на А-стойке
Т10с
Фиолетового цвета, слева на А-стойке
Т10f
Черного цвета, справа на А-стойке
Т10g
Коричневого цвета, справа на А-стойке
Т10h
Коричневого цвета, слева на А-стойке
Т10i
Черного цвета, в средней консоли
Т10m
Черного цвета, в Е-блоке моторного отсека
Т10v
Коричневого цвета, справа на А-стойке
Т10х
Голубого цвета, справа на А-стойке
Т10у
Голубого цвета, в Е-блоке моторного отсека
Т10z
Желтого цвета, в Е-блоке моторного отсека
14-ти, 16-ти, 20-ти контактные штекерные колодки:
Т14
14-ти контактная штекерная колодка черного цвета на переключателе в рулевой колонке
Т16
16-ти контактная диагностическая колодка, в средней консоли
Т20
20-ти контактная штекерная колодка, на приборной панели;
26-ти контактные штекерные колодки:
Т26
Желтого цвета, на приборной панели
Т26а
Голубого цвета, на приборной панели
В табл. 3 приведены обозначения внутренних соединений в жгутах проводов.
Таблица 3.
Обозначение
Наименование
1
2
А2
Плюсовое соединение "15", приборная панель
А3
Плюсовое соединение "58", приборная панель
А5
Плюсовое соединение "указатель правого поворота", приборная панель
А6
Плюсовое соединение "указатель левого поворота", приборная панель
А9
Плюсовое соединение "56b", приборная панель
А17
Соединение "61", приборная панель
А18
Соединение "54" сзади
А19
Соединение "58d", приборная панель
А21
Соединение "86s", приборная панель
А26
Соединение "дверной выключатель передней левой двери", приборная панель
А27
Соединение с проводом "сигнал скорости автомобиля", приборная панель
А29
Соединение "передний фонарь для чтения", приборная панель
А32
Плюсовое соединение "30", приборная панель
А34
Соединение "75х", приборная панель
А37
Соединение "58а", приборная панель
А43
Соединение "57L", приборная панель
А44
Соединение "57r", приборная панель
А45
Соединение с проводом "сигнал частоты вращения", приборная панель
А47
Соединение "55", приборная панель
А50
Плюсовое соединение "30as", приборная панель
А57
Соединение "30а", приборная панель
А64
Соединение с проводом "увеличение частоты вращения", приборная панель
А70
Плюсовое соединение ""15а" — предохранитель S231", приборная панель
А72
Соединение "71", приборная панель
А74
Плюсовое соединение ""15а" — предохранитель S5", приборная панель
А76
Соединение "К-диагностический провод", приборная панель
D14
Соединение "катушки зажигания — блок управления", спереди справа
D22
Соединение "предохранитель S234", спереди справа
D23
Соединение "предохранитель S229", спереди, справа
Q52
Соединение "дверной выключатель", противоугонное устройство
W2
Плюсовое соединение "58", сзади
W15
Соединение "лампа багажника", сзади
Примечание. Каждое обозначение конкретного соединения, которое описано в табл. 3, на принципиальной схеме обведено кружком.
В табл. 4 даны буквенные обозначения цвета проводов, которые (обозначения) используются на схеме.
Таблица 4.
№№
Наименование цвета
Русск. обозн.
Обозн. на DIN
1
Пурпурный (красный)
П
ro
2
Белый
Б
ws
3
Черный
Ч
sw
4
Коричневый
К
br
5
Фиолетовый
Л
li
6
Синий
Г
bl
7
Зеленый
З
gn
8
Желтый
Ж
ge
9
Серый
С
gr
10
Оранжевый
О
or
11
Розовый
Р
rs
В двухцветных обозначениях первый символ — основной цвет провода
Схема электрооборудования разбита на 20 отдельных функциональных блоков, в которые могут входить устройства, схемы или целые системы. Каждый отдельный функциональный блок состоит из отдельных электрических компонентов и их цепей. Функциональные блоки, устройства, схемы, системы и их составные компоненты располагаются на чертеже в длинный ряд друг за другом и имеют сквозную нумерацию от 15 до 237.
Снизу схема ограничена горизонтальной линией под № 31, которая изображает отрицательный полюс электрической цепи, т.е. „массу” автомобиля. Элементы электрической цепи соединены соответствующими цветными проводами, которые на схеме имеют цветовое обозначение буквами (см. табл. 4).
Если цепь разрывается маленьким прямоугольником с синей окантовкой, значит цифра в нем указывает на то, в какой цепи продолжается провод. Например, символ 91 в электрической цепи под сквозным № 21 тягового реле стартера означает, что красный провод с черной полосой (ПЧ) продолжается в цепи под сквозным № 91 (где через символ 21 подключается к штекеру „50” выключателя зажигания D).
Для соединения проводов применяются штекерные колодки, которые надежно защищают выводы от воды и грязи, что способствует устойчивой работе системы электрооборудования. Согласно нормам DIN отдельные выводы штекерных колодок разнесены в схеме по электрическим цепям. Поэтому штекерное соединение, кроме буквенного обозначения „Т”, имеет дополнительную цифровую индикацию (см. табл. 2). Например, Т6z/3 — это 3-й вывод шестиштекерной колодки Z (колодка красного цвета, расположенная в Е-блоке моторного отсека).
Связующими узлами всей бортсети автомобиля являются монтажные блоки, в которых помещены различные реле и предохранители. Часть этих реле изображена в верхней части электрической схемы, которая окрашена в розовый цвет. Розовое поле на чертеже представляет собой печатную плату монтажного блока для установки реле со всеми цепями питания — „30”, „15”, „Х”, „31” (в проводе „30” — положительный потенциал аккумуляторной батареи; провод „15” — от клеммы „15” выключателя зажигания (+12В при включении); провод „Х” — от разгрузочного реле J59 (+12 В); провод „31” — „масса”).
Эти цепи, а также внутренние соединения на плате, показаны тонкими (не цветными) линиями. Кроме условного обозначения самого реле (см. табл. 1) указывается номер его позиции на печатной плате монтажного блока. Этот № изображен черным квадратом с просветленной цифрой (например, n1). Так как реле сгруппированы в монтажные блоки, то на схеме маркируются не только выводы самого реле, но и установочные гнезда на печатной плате.
Например, для реле звукового сигнала J4 маркировка клеммы 8/87 обозначает гнездо 8 на плате реле и контакт вывода 87 самого реле. Печатная плата для монтажного блока предохранителей S на схеме обозначена желтым цветом (см. сквозную нумерацию от № 120 до № 169).
• Приведенная электрическая схема является общей для всех модификаций автомобиля „Audi-А4”. Отдельные модификации отличаются типом силовой установки (двигателем и коробкой переключения передач) и имеют некоторые различия в электрической схеме, которые, главным образом, относятся к системе управления агрегатами.
Так, 4-х и 5-ти цилиндровые бензиновые двигатели оборудованы системой впрыска „Motronik 3/2”, а 6-ти цилиндровые — системой впрыска „MPFI”. Незначительные изменения в схеме реализуются путем установки или снятия перемычек, проводов, реле и некоторых других электроэлементов, о чем внизу чертежа схемы указывается в соответствующем примечании.
Примечания обозначаются мелкими цифрами в малых кружках красного цвета. Например, примечание 1 указывает на то, что реле J60 и его соединители устанавливаются в схему только тогда, когда автомобиль оборудован автоматической коробкой переключения передач (КПП). Если же на автомобиле установлена механическая КПП, то вместо реле J60 и его соединителей в схему устанавливается токовая перемычка (см. примечание 2 на схеме). Буквы и цифры в больших кружках черного цвета указывают на принадлежность данного соединения к жгуту проводов (см. табл. 3).
• В заключение следует отметить, что иллюстрация различных частей схемы электрооборудования с применением цветовых полей и обозначений (как это сделано в данной статье) нормами DIN не предусматривается. Однако в ряде случаев расцветка составных элементов на принципиальной схеме используется для облегчения их поиска и наглядности чертежа.
В отечественных иллюстрационных материалах на схемах электрооборудования автомобилей в последнее время стали широко применять цветовое изображение соединительных проводов, которое полностью соответствует их реальной раскраске.
Скачать схему электрооборудования автомобиля „Audi-A4” - zip 584kb.
Д. Соснин, А. Фещенко
Литература:
1. А. Уилсон, М. Уилсон. Информация, вычислительные машины и проектирование систем. М.: Мир, 1968, 416с.
2. М. Мазур. Качественная теория информации. М.: Мир, 1974, 239с.